Кто такой HR (эйчар)

Корректнее говорить кто такая эйчар, ибо эйчар чаще всего женского пола, хотя я ни разу этого не встречал. Дальше буду применять слово эйчар преимущественно в женском роде.

Часто тех, кто ищет и нанимает людей тоже называют эйчарами, и тех, кто занимается делопроизводством тоже называют эйчарами, да даже кадровиков называют эйчарами! Но это не совсем так.

Ищут и нанимают людей — рекрутеры, от слова рекрутинг (recruitment / recruting). Трудоустраивают (юридически) новых сотрудников кадровики вместе с бухгалтерий.

HR расшифровывается как human resources или человеческие ресурсы. Эйчар — это тот, кто работает с людьми и их человеческими ресурсами. У настоящего эйчара есть 3 основные функции и могут добавляться 2 дополнительные:

  1. Быть лицом компании (или команды)
  2. Организовывать внутренний микроклимат команды (или компании)
  3. Адаптировать людей после их выхода на работу
  4. Искать и нанимать людей (совмещение — рекрутинг)
  5. Отвечать за бытовые вопросы (совмещение — офис-менеджер)

В больших компаниях, как правило, есть HR департамент, в котором есть эйчар-директор или HRD, а внутри отдела могут быть такие позиции: эйчар, офис-менеджер, рекрутер, специалист по кадрам (кадровик), event-менеджер (организовывает мероприятия) и т.д.

1. Быть лицом компании

Если ваша эйчар грустная, заплывшая жиром, серая, её нигде не видно и смотря на неё хочется заплакать — то такова и ваша компания.

Настоящий эйчар — это добрая, позитивная, жизнерадостная, энергичная, яркая, умная, хорошо выглядящая и приятно пахнущая девушка (даже если ей 40 лет, то она при таком наборе всё так же будет девушкой).

2. Организовывать внутренний микроклимат

Настоящий эйчар знает о том (и докладывает руководителю), что сотрудник хочет уволиться ещё до того, как он сам это понял. Настоящему эйчару сотрудники доверяют и если даже сотрудник по какой-то причине боится руководителя, то он может обратиться к эйчару, а эйчар уже поговорит с руководителем и вернётся с обратной связью к сотруднику. То есть, эйчар может быть некоторым мостом между сотрудниками и руководителем. Эйчар это клей (в хорошем смысле), который склеивает команду воедино и делает её целостной.

Эйчар — лучший друг каждого члена команды. Если член команды грустит — он всегда может поговорить с эйчаром. Но тот самый мост работает в обе стороны — если у вас в компании принято приходить в офис к 09:00, а вы пришли позже, то эйчар у вас спросит: почему?

3. Адаптировать людей после выхода на работу

В первый рабочий день нового сотрудника эйчар должен встретить его, провести по офису, познакомить со всеми, проводить на подготовленное рабочее место.

Организовать новому сотруднику первые встречи с коллегами. И сопровождать его первые дни и весь испытательный срок. А после — смотри пункт №2.

4. Искать и нанимать людей

Это рекрутинг. То есть, эйчар делает все 3 пункта выше и параллельно (без ущерба) ещё и ищет нужных компании сотрудников. Эйчар может отдать это на аутсорс и обращаться в кадровые агентства. А когда человека наймёт, то работает с ним по пункту №3.

5. Отвечать за бытовые вопросы

Эйчар может совмещать в себе функции офис-менеджера. Искать офис, организовывать переезд, оформлять парковочные места, карточки для прохода, заказывать воду, отправлять в починку сломавшийся стул.

Если компания большая и офис большой, то эйчар уже не справится — тут уже нужен отдельный сотрудник — офис-менеджер.

Я не люблю раздувать штат и всегда стараюсь, чтобы 1 мой сотрудник представлял из себя много и мог совмещать много обязанностей. Это, кстати, абсолютно не предполагает того, что сотрудник работает 24/7 и без выходных, просто такой сотрудник может много и на него можно положиться.

Мои команды, до сих пор, были небольшими (не более 15 человек) и на 15 человек мне хватало эйчара, которые совмещал в себе все 5 функций, указанных выше. То есть, мой эйчар искал людей, закрывал бытовые вопросы, организовывал найм сотрудников, адаптировал их, был для них другом, организовывал для нас для всех мероприятия и, конечно же, был лицом компании.